Дети всегда интересуются всем необычным, нестандартным. И научиться считать по-другому, быстро, без калькулятора захотят многие. Поддерживая это стремление, учитель добивается своих целей: приемы быстрого счета позволяют развить у учащихся скорость вычислений, тренировать память, мотивировать их к учению.
Разделить число на 2 устно легче, чем умножить на 5. Поэтому прием основан на том, что 5 = 10:2.
На практике сначала делим число на 2. Если получается целое число, то к нему приписываем справа 0. Если результат деления на 2 - дробное число, то просто не записываем запятую. Или, иначе сначала число делим на 2, затем результат умножаем на 10.
1468 · 5 = (1468 : 2) · 10 = 734 · 10 = 7340,
2367 · 5 = (2367 : 2) · 10 = 1183,5 · 10 = 11835.
При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное число, у которого по краям цифры двузначного множителя, а по середине их сумма.
52 · 11 = 572, 7 = 5 + 2.
Схематично покажем различные случаи:
36 · 11 → 3[3+6]6 → 3[9]6 → 396.
85 · 11 → 8[8+5]5 → 8[13]5 → [8+1][3]5 → [9][3]5 → 835.
97 · 11 → 9[9+7]7 → 9[16]7 → [9+1][6]7 → [10][6]7 → 1067.
Здесь все просто. Умножаем число без пятерки на это же число, увеличенное на единицу, затем к результату приписываем 25.
352 → [3 · (3 + 1)]25 → [3 · 4]25 → 1225.
1052 → [10 · (10 + 1)]25 → [10 · 11]25 → 11025.
Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0 (например, 32 = 09).
582 → [25 + 8][82] → 3364.
522 → [25 + 2][22] → 2704.
Для возведения в квадрат трехзначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 250 двузначное число (без 5) и приписать справа квадрат этого числа, причем если квадрат этого числа – однозначное или двузначное число, то перед ним надо приписать цифры 0 до трех знаков (например, 32 = 009, 82 = 064).
5122 → [250 + 12][122] → [262][144] → 262144.
5072 → [250 + 7][72] → [257][049] → 257049.
Если каждый из множителей меньше 100, тогда:
(100 - a)(100 - b) = (100 - (a + b))·100 + ab
97 · 94 = (100 - (3 + 6))·100 + 3·6 = 9100 + 18 = 9118.
Если каждый из множителей больше 100, тогда:
(100 + a)(100 + b) = (100 + (a + b))·100 + ab
103 · 108 = (100 + (3 + 8))·100 + 3·8 = 11100 + 24 = 11124.
Если один из множителей меньше 100, а другой больше 100, тогда:
(100 - a)(100 + b) = (100 + (b - a))·100 - ab
98 · 106 = (100 + 6 - 2)·100 - 2·6 = 10400 - 12 = 10388.
Чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число, все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9, 99 или 999.
7 · 9 = 63,
6 = 7 - 1; 3 = 9 - 6.
58 · 99 = 5742,
57 = 58 - 1; 42 = 99 - 57.
359 · 999 = 358641,
358 = 359 - 1; 641 = 999 - 358.
Для нахождения произведения этих чисел сначала нужно найти произведение десятка и цифры на единицу больше - это число сотен, затем к числу сотен приписываем произведение единиц.
36 · 34 → [3 · (3 + 1)][6 · 4] → [12][24] → 1224.
81 · 89 → [8 · (8 + 1)][1 · 9] → [72][09] → 7209.
Чтобы найти произведение таких чисел, перемножаем цифры десятков и прибавляем цифру единиц, получим число сотен, затем к числу сотен приписываем число перемноженных единиц.
72 · 32 → [7 · 3 + 2][2 · 2] → [23][04] → 2304.
29 · 89 → [2 · 8 + 9][9 · 9] → [25][81] → 2581.
Учитель может не только рассказать об этих приемах быстрого умножения чисел, не только показать различные примеры учащимся, но и дать им возможность потренироваться в их практическом применении. Для этого можно использовать сборник интерактивных математических тренажеров "Быстрый счет без калькулятора".